|БИЗНЕС| “Мы занимаемся не просто одеждой, а нашей культурой” —

28.12.2014
p_48говорит Голда Виноградская, украинский дизайнер, основатель Центра дизайнерского искусства Globus Fashion Ukraine
 
До 30 лет Голда Виноградская даже не помышляла о мире дизайна и фешн-индустрии.
 

Она была вице-президентом инженерно-производственного холдинга EMV. Но однажды ей начали сниться сны. Снились платья и пальто. А еще почему-то часто вспоминалась бабушка, талантливый модельер, профессия которой во время войны спасла от голода всю семью. Сны помогли принять решение:
г-жа Виноградская ушла из большого прибыльного бизнеса в маленькое ателье, не умея ни шить, ни рисовать. И пообещала: “Вернусь, если не получится”. Не вернулась. Поскольку все у нее получилось, и даже больше. Она стала дизайнером, известным не только в Украине, но и далеко за ее пределами.
 
И к тому же общественным деятелем. И теперь она с удовольствием рассказывает читателям БИЗНЕСа об источниках внутренней энергии, позволившей достичь этих вершин.
 
Объединяющее начало
На Нью-Йоркской неделе моды в феврале следующего года хочу представить Украину во всей ее красе. Уже отобраны 18 дизайнеров, наиболее ярко представляющие различные регионы Украины. Мы поставили перед собой цель не просто создать шоу (а шоу будет, не сомневайтесь), но и наладить связи и контакты, которые позволят украинской моде наконец-то заявить о себе на американском рынке.
В прошлом году я представляла там свою коллекцию как раз в разгар событий на Майдане. Именно ту коллекцию, которую 20 декабря демонстрировала на Майдане в 20-градусный мороз. Так вот, в конце показа американские и афроамериканские модели, выходившие на подиум, мне признались, что я изменила их представление о моде вообще.
Тот майдановский показ был незабы­ваемым. На главную сцену страны перед миллионной публикой выходили не модели, а женщины разных возрастов из разных регионов Украины. Мы накануне прошлись по баррикадам и записали всех желающих волонтеров. Важна была не внешность, важно, чтобы это были представительницы всех регионов Украины. Самой старшей нашей модели было 60 лет. В финале показа я от лица всех женщин Украины обратилась к мужчинам Украины.
Кажется, я тогда попросила, чтобы энергия женских ожиданий и вера в украинских мужчин превратились в энергию мужских действий и энергию изменений современной истории страны. Именно тогда произошло мое перерождение из дизайнера в общественного деятеля. Именно в тот момент зародилась мысль, что мода должна способствовать объединению нации и популяризации единой страны в мире.
Украина единая
 
В начале осени меня пригласили обсудить идею открытия в столичном торговом центре “Глобус” (находится на Майдане Незалежности. — Ред.) магазина, в котором будут представлены изделия украинских дизайнеров. Я тогда подумала, что нужно делать не просто магазин. Это должен быть Центр украинских дизайнеров, в котором будут собраны не просто одежда, аксессуары, а, по сути, вся Украина, все регионы. Мы обзвонили организаторов модных показов во всех крупных городах, они помогли выбрать самых ярких и характерных дизайнеров региона.
Сейчас здесь представлены более 50 дизайнеров. Есть потрясающие мастера из Донецка, Луганска, которые сейчас работают в непростых условиях. Из Крыма тоже есть. Мы объединили целую страну в этом Центре. И это не просто одежда, это — наша культура. Мы проводим лекции об истории украинского костюма и другие культурные мероприятия. Интерес к этой теме оказался настолько большим, что на очередную ближайшую лекцию уже записаны более 200 человек. Думаем, как бы разместить всех желающих.
20% прибыли нашего Центра уходит в зону проведения антитеррористической операции. На первые 20 тыс.грн. закупили спецодежду. Мы же дизайнеры, и логично, что мы тратим деньги на одежду для солдат. Хотя будь у меня больше денег, я бы купила оружие, если бы это помогло прекратить все это. В любом случае, каждый делает то, что у него лучше всего получается. Мне сейчас важно достойно представить Украину в Нью-Йорке, именно страну, а не какого-то отдельного дизайнера. Показать миру, что мы едины.
На крутом повороте
Наверное, некоторые думают, что я сумасшедшая. В фешн-мире не принято, чтобы один творческий человек тянул за собой и остальных. Здесь жесткая конкуренция: каждый занимается своим собственным продвижением. Ну и пусть думают, что хотят. У нас в Украине очень много талантливых дизайнеров, о которых никто не знает. Мода не должна быть вещью в себе. Понятно, что сначала дизайнер творит. Я сама всегда, прежде чем придумать очередное платье, пальто, представляю сначала определенную женщину.
Но когда ты уже натворил-напридумывал, нужно думать, что дальше делать, кто будет это все носить и будет ли? Весь творческий поток нужно направлять в правильное маркетинговое русло. Когда я начинала работать в фешн-бизнесе, первую коллекцию сделала для работающих женщин. Потому что спрос на хороший костюм есть всегда. И фотосессию этой коллекции делала в офисе, где моделями выступили обычные офисные сотрудницы.
Если вы шьете для молодежи, ну так и используйте молодежь для продвижения коллекции, к чему эти глянцевые модели? Нужно знать и понимать своего потребителя. И уметь его слушать. Надо признать: никто не любит шить на полных женщин, и все мыслят стереотипно, если одежда для упитанных, значит, она должна быть сдержанных тонов. А между прочим, полные женщины тоже любят яркие краски!
Я как-то организовывала показы в разных регионах Украины и всегда там общалась со своими покупателями, слушала, что им нравится, что нет, чего хотят. Это полезно. Увы, дизайнеры не разъезжают по стране с гастролями и уж тем более не выходят к потребителям. Я ломаю стереотипы в этой индустрии, видимо, потому что пришла из другого бизнеса.
Более десяти лет я работала в энергетическом холдинге, который мы с братом создали с нуля. Нет ни одного облэнерго в Украине, в котором я бы не побывала. Когда мы взялись за этот бизнес, никто в Украине не поставлял оборудование для энергетики. Помню, как первую фуру разгружали во Львове. Она прибыла с опозданием и как раз накануне Пасхи. А это святой праздник для Западной Украины. Нужно было успеть, иначе мы понесли бы серьезные убытки. Трое суток провели с братом на вокзале, руководили краном, который разгружал нашу первую партию оборудования стоимостью EUR300 тыс. Это был полезный опыт.
Потом мы постоянно предлагали какие-то инициативы, новые проекты. Но когда все чаще и чаще слышишь, что это не будем делать, это не надо, просто руки опускаются. Наверное, тогда мне и начали сниться сны. Снились пальто, платья и бабушка. В общем, я решила уйти с поста вице-президента холдинга в маленькое ателье. Наняла швей, дала им задания. Они шили; понятное дело, обманывали меня по срокам, говорили, что пошить изделие в те сроки, которые я хочу, невозможно. А я в этом ничего не понимала, верила.
И вот однажды попался в руки журнал, в котором было опубликовано мое интервью еще в качестве топ-менеджера энергетической компании. А на соседней страничке информация о конкурсе дизайнеров. Позвонила, узнала, что нужно. Нужны были эскизы коллекции. Нашла художника, и он нарисовал все с моих слов. Отправила. Потом вышла первая коллекция.
Ее-то я уже и показала на предварительном отборе на конкурс дизайнеров, который организовывал Вячеслав Зайцев. Он меня выбрал. А перед самым конкурсом мне позвонили и попросили уточнить мое образование. Обычная формальность, я могла солгать. Но я честно призналась, что имею техническое образование, и меня сняли с конкурса. И вот в 33 года, на восьмом месяце беременности я иду учиться на дизайнера одежды и аксессуаров. Это было необходимо для того, чтобы развивать этот бизнес дальше.
Made in Ukraine на экспорт
 
Мода не должна быть чем-то недосягаемым для обычных людей. Я как-то пришла к выводу, что у нас есть кому одевать бомонд, но некому одеть украинцев.
И решила: буду одевать людей. К тому же мне очень хочется вернуть былое величие украинской легкой и швейной промышленности. Фабрик-то у нас около 200, но все они работают по давальческим схемам и отшивают одежду не украинских дизайнеров, а копируют западных.
Для развития отрасли необходимы налоговые льготы. Как в той же Турции делают: освобождают от уплаты налогов на первые два года, чтобы дать возможность производителю стать прибыльным. Кроме того, правительство там покрывает 70% затрат дизайнеров, участвующих в международных выставках. Таким образом они развивают всю индустрию: участие в выставках приносит контракты и договоры на поставку продукции в разные страны, а местный производитель это шьет. Всем выгодно.
У украинских дизайнеров в этом отношении, уверена, большой экспортный потенциал. Сейчас все внимательно присматриваются к нашей стране, не только к политике, но и к культуре, одежде (а она у нас традиционно красивая). Поэтому, если удастся поучаствовать в парочке дизайнерских показов такого масштаба, как Нью-Йоркская неделя моды, с правильным позиционированием и подачей в прессе, это может стать началом успешной экспансии на Запад.